С какого возраста в детский сад?

 

Время от времени сталкиваюсь с мнением, что отдавать ребенка в детский сад надо чем раньше, тем лучше. В том числе и с годовалого возраста, считают матери и отцы.

Так когда же ребенок на самом деле испытывает потребность в общении со сверстниками и вообще огромным миром вокруг?
Я отвечу вам: не раньше 4 лет. Я знаю, что в «умных» книжках пишут о возрасте 3-х лет, и вся наша жизнь с детьми выстроена возле этих трех лет, но на самом деле этот возраст несколько выше. Причем, 4 года — это я называю самой нижней границей. Многим детям требуется больше времени, чтобы стать готовыми выйти в большой мир.

Ну, начнем издалека…

vozrast-dlya-detskogo-sada

Рождаясь, ребенок вообще не нуждается ни в ком и ни в чем, кроме своей мамы или лица, способного ее заменить. Братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, так любящие повозиться малышом, способны выступить лишь как приятное дополнение. Да, если они вписываются в семейную систему гармонично, то общение с ними малышу ничем не повредит, а только пойдет на пользу. Но! Это не его потребности в данном возрасте. Нет у младенцев до года потребности в большом количестве не только чужих людей, но и родственников. Все эти мамские походы по гостям, путешествия, хождение по центрам раннего развития и прочие пляски с бубнами 🙂 могут служить лишь дополнительным, полезным и порой приятным удовольствием для ребеночка, но если он весь этот год будет преимущественно дома с мамой, то ничего катастрофичного произойти не может. Потому что изначально задача этого периода в налаживании отношений с мамой (именно мамой! как центром вселенной), купание в ощущениях любви, принятия, заботы, безусловной защиты. Именно в этом нуждается младенец.

Хорошо, это, пожалуй, готово принять большинство родителей. Поедем дальше.

Насытившись этими ощущениями, убедившись, что мир хорош, а если что, то тебя есть кому защитить (берем идеальный пример), годовасик готов идти осваивать мир. А теперь очень важный момент: осваивать мир РЯДОМ с мамой и одновременно расширять круг близких. Близких, а не всех подряд, понимаете? Этот возраст как раз семьи. Впитывания в себя отношений, чувств, переживаний, относящихся к близким и родным людям. Насыщения и впитывания энергии семьи. Научения контактировать с ними, встраивания в их иерархию и постепенный выход «в свет», но еще в кругу своей семьи. Здесь все еще нет потребности идти тусить со сверстниками. Сверстники тут как случайные люди, проходящие мимо, как часть мира, который ребенок осваивает просто потому что волей судьбы тут оказался, потому что склонен вообще изучать то, что ему интересно. Есть родители, кто в качестве аргумента приводит общительность своих детей. Да, есть более общительные дети, есть менее общительные — и это можно разглядеть уже в довольно раннем возрасте. Но это не значит, что вот эта врожденная потребность общаться является так же и возрастной. Это не значит, что ваш общительный ребенок готов сейчас же все бросить и безопасно чувствовать себя вдали от семьи. В приоритете все равно остается семья, как основная потребность. Семья как опора и как защита, как что-то устойчивое и незыблемое, как гнездо, от которого птенец еще не готов удалится далеко. И мне просто ужасно горько за детей, которых в этот момент (и к ужасу моему, таких большинство) выталкивают в детские сады, заставляют «адаптироваться» и «быть взрослым».  Но это не адаптация, поверьте мне, это — ломка. Это ломка детской психики, детского доверия, детской внутренней свободной радости от жизни. Я не спорю, что есть дети, более спокойно прошедшие адаптацию… но об этом мы будем говорить позже, о том, действительно ли за этим спокойствием все так благополучно.

И вот только после 4-х лет, удовлетворив все свои потребности в семье, рядом с семьей, изучив мир вокруг себя и убедившись, что он тоже более или менее безопасен, ребенок готов двигаться дальше. Только после 4-х лет он готов активно и целенаправленно изучать, проверять, пробовать отношения с ровесниками. Даже удалившись от семьи на какое-то расстояние и время. В нем для этого уже достаточно сил и уверенности. Именно в этом возрасте общение со сверстниками превращается для детей не только в мимолетную игру, но в потребность. Именно в этом возрасте ребенку может стать скучно, даже если мама играет с ним целыми днями. Уверяю вас, раньше вашему ребенку было скучно, потому что не удовлетворялась его потребность в познании мира и семьи, а не в общении с себе равными.  А то я знаю, что некоторые мамы любят оставить ребенка наедине с самим собой, и потом утверждать, что ему не хватает друзей. Тогда как на самом деле ему не хватает мамы или ее активности, ее инициативы.

Таким образом, мы прекрасно видим, как постепенно, соответственно своему психическому, психологическому и даже речевому развитию дети становятся готовы вылететь из гнезда. Природа гораздо мудрее всех педагогов и психологов вместе взятых, которые так хорошо все пишут в книгах. Наша материнская природа, наши инстинкты тоже намного мудрее любых учебников. Только кому-то неудобно их слушать, кто-то не умеет, кто-то не находит в себе силы. Лично мне даже элементарно логически трудно представить, как бы она (природа) задумала бросить в чужой и огромный мир ребенка, который еще не умеет уверенно говорить и рассказывать что-то, давать обратную связь, не умеет толком ухаживать за собой (одеться, подтереть попу, завязать шнурки…), про психологическую неготовность я уже много написала. И только матери и педагоги почему-то  считают это нормальным и даже полезным.

Графьева Юлия    luvona.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *