Социализация и детский сад.

 

Сейчас у нас такое время, что только и слышится везде вокруг: социализация! социализация! а как же социализация?!  Складывается ощущение, что социализация в современном мире — это такая единственная ценность и цель, важней которой больше ничего не существует.  Не существует больше любви и заботы, не существует семьи, даже солнца, пожалуй, не существует. Есть только одно — социализация. И если, не дай Бог, ребенок не социализирован вовремя, то пиши пропало — жизнь его можно считать законченной. При этом, если спросить людей о том, что же за зверь это такой — «социализация», то ни один среднестатистический человек не сможет ответить на этот вопрос — просто потому, что на самом-то деле он даже никогда не задумываля об этом. Даже психологи и социологи, которые непосредственно с этим работают. В лучшем случае вам выдадут какие-то стереотипные описания этого процесса или вообще воспроизведут определение, выученное из учебников. А вот так, чтобы на самом деле посмотреть вокруг себя, задуматься, заглянуть в глубину и суть — этого большинство людей не делает уже очень давно. Потому что банально некогда. И банально этому никто не учил.

socializaciya

Отлично, заглянем в самый ближайший словарь. Хоть я и не люблю этого делать, но иногда бывает полезно для дискуссии. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Мне всегда было интересно, почему у нас считается, что социализация — это детский сад, школа и вообще только среда свестников на как можно более длительный период времени и с как можно более раннего возраста? Не логичней ли было бы предположить, что социализироваться должен ребенок в разной среде, поскольку он и живет в этой разной среде? Он живет в семье, он ходит в магазины, он общается с совершенно разновозрастными людьми. Вернее, я считаю, что ему было бы гораздо полезней это делать, это намного больше обогатило бы его мир, нежели целые дни, проведенные в группе вынужденно собранных сверстников, а вся остальная, такая разнообразная и интересная жизнь лишь по выходным. И то ладно, если она есть, если родители по выходным куда-то ходят, ездять, с кем-то общаются. Но нередки примеры, когда по выходным детей возят по различным кружкам и секциям, которые не могут себе позволить в будние дни. Или просто сидят дома. Каким в этом случае видит ребенок мир?  Преимущественно казенным, с кучей чужих людей, чаще ровесников, с которыми ты внужден общаться, потому что так принято. Семья, дом, родство несомненно остаются, но уже на каких-то второстепенных ролях: по вечерам, по выходным… или, может, и вовсе как награда, за такое послушно выдержанное в будние дни искуственно проведенное время? Я сейчас не хочу ставить рамок и ограничений, при желании каждый сам сможет найти свои продолжения этих примеров из жизни и сделать свои выводы.

Второй вопрос, который просто-таки сам напрашивается: а почему именно социализация стала самой важной целью воспитания человека? Почему не индивидуализация? Кто решил (и, главное, зачем), что умение сосуществовать с обществом намного важней, чем стать самим собой? Собой настоящим, какой ты есть от природы, уникальным, не похожим ни на кого. Почему именно социализации уделяется так много времени и сил, при чем, как правило, в самой уродсткой ее форме: будь, как все, умей подчиняться, умей уступать, научись быть удобным. А независмости, своему мнению, умению отстаивать свои взгляды и вообще знанию того, чего именно ты хочешь от жизни — этому никто не учит.

Я, конечно, понимаю, что сейчас только глухой не слышал про индивидуальный подход. Но поверьте, дальше слов об этом мало кто продвинулся. А просто потому что нереально индивидуально подойти к каждому ребенку, когда у тебя их больше 5-7 человек. Каким бы гениальным ни был педагог — это практически нереально. И всеми этими сказками просто кормят наивных родителей. А возможно, что и сами педагоги кормятся этими сказками.

Для меня, как для матери, главным в выборе, каким будет воспитание моих детей, ставятся ответы на вот эти все вопросы. Какими я хочу видеть своих детей? Чего для меня самой важней: научить их быть удобными для общества или научить их быть собой? Рисовать с ними цветочки по правилам из учебников или такими, какими их видят сами дети? Научить их как можно быстрей пользоваться ложкой, чтобы в садике не получать замечаний, или дать возможность самому дорасти до этого? И хочу ли я вообще, чтобы мои дети ежедневно видели жизнь и работу чужой тети в саду или мою жизнь и работу? Хочу ли я, чтобы примером взаимоотношений для них служило общение в садике или общение в своей семье?

Каждый из этих вопросов, которые можно десятками задавать себе каждый день, характеризует то, какими ценностями живу лично я. И какие ценности я бы хотела привить своим детям. Выходит, что ценность пресловутой социализации (уточню: той социализации, какой принято считать ее сейчас), стоит для меня на одном из последних мест. Как это у других — решать другим.

Графьева Юлия    luvona.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

4 responses to “Социализация и детский сад.

  1. Насчет социализации и индивидуализации. Я думаю, фишка не в том, чтобы быть удобным. Но и не в том, чтобы быть исключительно самим собой (так и в белые вороны недолго попасть, и вообще стать отвергаемым). А в том, чтобы учиться быть самим собой так, чтобы при этом и другим был от этого прок. В общем, «и себе, и людям». Думаю, второе тоже важно. Не только первое.

    • Само собой. Просто я тут рассматривала не самый лучший вариант социализации, который, как правило, именно сад и дает.

  2. Тоже считаю, что воспитание ребёнка в семье принесёт больше пользы, чем в учреждении. Никогда не понимала, чему могут научить друг друга одинаково ничего не умеющие дети. Если в семье единственный ребёнок, возможно (хотя я так не считаю), ему и нужно посещать детсад, и то, желательно, разновозрастную группу, но если двое и больше — в детсаде для ребёнка смысла нет. Только знакомые мне многодетные мамы утверждают, что без детсада для старших они не могут наладить режим дня младшему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *