Почему мои дети не ходят в школу.

 

Добрый день, мои сегодняшние читатели. Наливайте себе чаю, садитесь поудобнее, сегодня я расскажу вам о том, почему мои дети не ходят в школу.

Я решила уделить этой теме отдельный разговор, потому что это самый частый вопрос, который мне задают — почему?

Считается, что самыми распространенными причинами домашнего обучения являются сложности со здоровьем или непомерная тяга родителя к творческой педагогике и воспитанию сверхумных детей. К счастью, здоровьем мои дети не обделены, обычные среднестатистические дети. И сама я совсем не тяготею к тому, чтобы воспитывать из детей гениев, меня вполне устраивают обычные такие дети. Создавать какие-то креативные занятия, идеи, методики — тоже не моё совсем. Ничего не имею против таких родителей, иногда на самом деле даже очень завидую их детям. Но сама я не такая, мы классически учимся по учебникам, а еще больше по материалам из интернета. И хочу вам сказать, что домашнее обучение вполне возможно и без какого-то особого модного и креативного подхода.

Тогда почему же именно дома, а не в школе, как все? Для этого есть несколько причин. Постараюсь их изложить по мере значимости для нас.

Первая причина — это удобно!

Удобно в очень многом. Я иногда думаю, что вообще во всем. Начиная с того, что не надо никого поднимать каждое утро и в любую погоду тащить на улицу, заканчивая тем, что учиться мы можем в любом месте, вплоть до сеновала у бабушки в деревне, или местного кафе, или просто лежа утром в постели. Школьники тоже могут, но для школьников это домашние задания или дополнительные, а у нас любые, в том числе и основные.

дети_не_ходят_в_школу

Удобно и тем, что вся это предпервосентябрьская суета: огромные очереди, море дорогих и не очень покупок, родительские собрания, сборы на ремонт класса, уборка помещений, цветы с утра на линейку и так далее — всё это теперь не про нас. И послепервосентябрьская суета: справки для школы, отвести\забрать, отчитывание каждый день за домашку… если мы хотим сегодня полениться, мы просто ленимся. Потому что отчитываемся мы один раз за весь годовой курс (экзамен), как мы проводим своё время между экзаменами, как и сколько мы учим каждый день, никого не волнует, кроме нас самих. Школьники себе такого позволить не могут.

Сейчас мы еще учимся в такой школе, где можем обучаться весь год без перерыва на каникулы. Мы можем закончить очередной класс перед Новым годом или в марте месяце и сразу же приняться за следующий. А можем отдыхать несколько месяцев и только в сентябре вернуться к учебе. Мы вольны выбирать сами по своему желанию и силам — главное, придерживаться основного возрастного соответствия классу. Мы можем пройти два класса за один год, а можем три класса за два года. Мы можем сдавать экзамены летом, а осенью с чистой совестью на месяц уехать в отпуск. Это очень удобно. И хотя не все дети на домашнем обучении обучаются в таких удобных школах, все равно у них тоже гораздо больше вольностей, чем у обычных школьников.

Мы в гости можем ходить почти в любое время, особенно к таким же хоумскулерам, как мы. К школьникам, конечно, не походишь, они же по полдня в школе. И да, мы тоже несколько зависим от других занятий, кружков, но в общем и целом, свободы у нас гораздо больше.

А! Чуть самое главное удобство не забыла. 🙂 На учебу в целом тратится намноооого меньше времени. Я помню, что моя дочь, обучаясь в начальных классах, проводила в школе по 6 часов, а потом еще дома часа два уходило у нее на домашние задания — это в лучшем случае. И это была начальная школа. Сейчас же с сыном (второй класс) мы тратим максимум 2 часа в день на уроки. Чаще даже меньше. И на усвоение основной школьной программы этого времени вполне хватает. Если заниматься допольнительно, то, наверное, будет больше. Но мы дополнительно не занимаемся, я уже писала. Из дополнительных занятий он сам читает разные книги, иногда смотрит обучающие фильмы — вот, пожалуй, и всё. У дочери (шестой класс) уходит на учебу времени больше, около трех-четырех часов в среднем. И все равно это не сравнится с тем, сколько времени тратят на обучение школьники. Пусть даже они в школе не только обучаются, но и общаются, но все равно это время, которое ты не можешь провести так, как хочешь именно ты, все равно ты вынужден в это время находиться в школе.

В общем, я думаю, я перечислила очень много причин удобства домашнего обучения. По мелочам ещё многое можно насобирать, но я остановлюсь, пожалуй, на этом.

Вторая причина — это интересно!

Я не думаю, что этот пункт я смогу расписать на несколько абзацев, потому что вся основная суть уже раскрыта в названии. 🙂 Нам интересно обучаться дома. Мне, конечно же, в первую очередь. 🙂 Дочери тоже, она уже может это оценить. Сыну оценивать ещё рано, но он не жалуется. 🙂 Домашнее обучение — это новый опыт, это довольно необычный опыт. Это интересный опыт, который учит многому тому, о чем другие даже не задумываются или задумываются от случая к случаю. А мы этим живём. Например, умению самостоятельно (самостоятельно!!! а не с подачи опытного случайного педагога) искать и изучать информацию. Или учит находить того самого педагога, подача материала от которого тебе наиболее близка и понятна (сейчас интернет позволяет это сделать без труда, выбор большой).

Или учит прислушиваться к себе и выбирать для себя то, что подходит именно тебе, изучать это углубленно или с большим рвением. Одновременно остальное оставляя, чтобы пробежаться по верхам. Конечно, мы привязаны к минимальной программе, да и для общего развития, я считаю, нужно изучать все, что нам дается, но мы сами, прислушиваясь к себе, выбираем, с какой отдачей изучать одно или другое. Что нам может больше пригодиться в жизни, или что нам больше нравится, больше интересно, или к чему у нас есть способности. Что мы хотели бы или считаем нужно знать, чтобы от зубов отскакивало до конца жизни, а что можно почитать и просто потом знать, где найти. Мы большей частью выбираем это сами. И здесь для меня, как для матери и человека ответственного за детей, тоже огромный интересный опыт, учиться обсуждать это с детьми, приглядываться к ним, изучать самих детей, уметь с каждым найти то самое золотое сечение. Конечно, школьники тоже этого не лишены, не лишен этого никто, это в человеческой природе заложено. Просто для тех, кто обучается дома, здесь гораздо больше гибкости и свободы.

И еще один пример. Домашнее обучение — это огромный опыт для освоения дисциплины и ответственности. Одно дело, когда от тебя ждут и требуют каждый день, подпинывают тебя, стимулитруют и заставляют. Все это извне. И совсем другое дело, когда ты можешь, казалось бы, расслабиться и… ан нет. И ты учишься изнутри себя понимать, нести за себя (а я и за детей) ответственность, дисциплинировать себя. Это тоже очень интересно, наблюдать за собой, наблюдать за детьми — и опять искать золотую середину, чтобы жизнь оставалась комфортной и продуктивной одновременно.

Примеров интересности опыта домашнего обучения можно описывать много, потому что почти каждый наш день интересен. 🙂 Тут я понимаю, что так было бы не для всех. И так бывает. Но лично нам интересно, и это одна из главных причин, почему мои дети не ходят в школу.

Третья причина — это расширяет горизонты.

Эта причина довольно тесно связана со второй, но все-таки я решила выделить её отдельно. И я сейчас объясню почему. Второй самый частый вопрос после «Почему?», который мы слышим — это «Как?» Как вообще такое возможно? Как так получается? Разве можно получить образование самостоятельно? Разве можно что-то новое узнать и освоить без учителей? Довольно часто люди шокированы и пытаются это объяснить тем, что, наверное, я очень опытный педагог или просто по жизни семи пядей во лбу. Или, наоборот, машут рукой, ставят крест на моих детях. 🙂

А мне хочется поделиться своим опытом, который был у меня в вузе. Я родила свою Полину после второго курса института, ушла в академ, а когда вернулась, оказалось, что программа, по которой учится моя новая группа, очень изменилась. И мне очень многое пришлось где-то доучивать, где-то переучивать, а какие-то предметы вообще изучать с нуля самой. Всего получалось около 13-ти предметов. Заметьте, я тогда была с полуторагодовалым ребенком и от основной учебы мне тоже нельзя было отставать. 13 дополнительных предметов вдовесок молодой маме. 🙂 Я изучала с нуля не только экономику и МХК для первокурсников, но и такие предметы как психофармакология. А это вам уже не хухры-мухры. 🙂  По лекциям с чужим почерком, которые я тоже должна была еще где-то сама достать, интернета у меня тогда еще не было. И изучила, и сдала, без отрыва от ребенка и основной учебы.

Я привела вам этот пример не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы доказать, что нет в этой жизни ничего такого, чего человек не смог бы изучить сам. И это не только мои теоретические догадки, мой жизненный опыт просто вопит об этом. Не только вузовский, но и сейчас, с детьми. И не только мой. Сами задумайтесь, как много лично вы в своей жизни изучали самостоятельно? Мы привыкли не замечать этого. Но сядьте и повспоминайте… темы, которые пропускали в школах и вузах, интересные лично вам области наук и творчества. Сколько девочек-рукодельниц, которые с нуля научились шить, вязать, валять, плести. Сколько мужчин с нуля научились укладывать ламинат и даже строить дома. Мы каждый день узнаем что-то новое, мы каждый день чему-то учимся. Это происходит непрерывно, мы всего лишь разучились это замечать.

Если сравнивать с нашей повседневной жизнью, то, чтобы освоить школьную программу самостоятельно, нужно всего две вещи:

  • больше упорства и времени
  • больше силы воли и дисциплины (или стимула)
  • больше ничего не надо 🙂

Так вот, возвращаясь к первоначальной своей мысли, домашнее обучение расширяет горизонты. Мои дети и я постоянно сталкиваемся с выпученными глазами и недоверием, потому что люди просто не задумываются о том, что учиться можно самостоятельно. Не потому, что это невозможно, нее потому, что они не смогли бы этого сделать, а потому, что они об этом всего лишь не задумывались никогда.

Для моих же детей это уже норма. У моих детей уже не возникает вопросов, что они что-то не смогут и с чем-то не справятся в плане обучения. У дочери, например не стоит вопрос «смогу\не смогу», у неё стоят вопросы «как? насколько быстро? насколько качественно?» Это не просто вера в свои силы, это вообще отсутствие каких-то ограничений и страхов.

И, к моему дополнительному счастью, это расширение горизонтов касается не только школьной программы и вообще обучения. Для меня очень важно, что мои дети, один раз столкнувшись с разрывом шаблона, постепенно научаются видеть и другие шаблоны и преграды в своей жизни. Ведь если здесь все оказалось возможным, вопреки мнению большинства, так, может, и в других жизненных моментах не все так однозначно? Это означает уже выйти за рамки и искать, и пробовать, и думать.

Для меня это одна из самых важных причин, почему мои дети обучаются дома. Для меня очень важна внутренняя свобода моих детей и умение размышлять. Гораздо более важна, чем просто накачивание их огромным количеством информации. Поэтому я и не стремлюсь вырастить детей гениями. Для меня очень важно, чтобы у них на подкорке было записано, что если сегодня они что-то не допоняли, не усвоили или уж тем более не запомнили, то они в любой момент могут к этому вернуться, в любой момент смогут найти эту информацию — и попробовать еще раз.

 

Спасибо вам большое, что были сегодня со мной. Вы настоящие волевые люди, если осилили этот огромный текст. 🙂  А мне приятно. 🙂

Графьева Юлия   luvona.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 responses to “Почему мои дети не ходят в школу.

  1. Круто! Мы тоже так хотим!

  2. Спасибо. Интересно и вдохновляюще. Всего доброго вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *